Издательство Института Гайдара выпустило книгу 2013 года одного из великих стариков мировой социологии Зигмунта Баумана, которая в оригинале называется Does the Richness of the Few Benefit Us All. Это страстный до запальчивости манифест против неравенства и алчности, под каждым словом которого наверняка подписался бы папа Франциск.
Специалисты по экономической теории могли бы покривиться, читая яростные пассажи знаменитого автора знаменитого же термина «текучая реальность» (описывающего быстро меняющиеся обстоятельства жизни в современном мире, к которым индивиды не успевают адаптироваться), поспорить с формулами и более свежими и углубленными статистическими данными на руках, поговорить о том, что есть неравенство доходов, а есть неравенство богатства. Или более капиллярно исследовать феномен избыточного потребления, как это сделали сэр Роберт Скидельски и его сын Эдвард в работе 2012 года How much is enough. Порассуждать логически, в чем и как неравенство полезно для экономического роста и конкуренции. Констатировать кризис равенства, как это сделал выдающийся французский социолог Пьер Розанваллон. Оценить неадекватность восприятия уровня неравенства гражданами той или иной страны, как это сделали Владимир Гимпельсон и Дэниэл Трейсман.
Однако Бауман, человек непростой биографии, в чем-то, впрочем, типичной для интеллектуала XX века (родился почти 90 лет назад в Познани в еврейской семье, воевал, был убежденным коммунистом, а в 1971 году его изгнали из Польши, он осел в Англии и работал в университете Лидса) в этой своей книге обличает капиталистический консьюмеризм даже не с философско-марксистских, а с почти религиозно-моралистских позиций. «…колода, которую нам, обитателям капиталистического, индивидуализированного общества потребителей, снова и снова сдают во всех или почти во всех играх, из которых состоит наша жизнь, устроена так, что козыри в большинстве случаев достаются тем, кто наживается или надеется нажиться на неравенстве…»
Есть, впрочем, у Баумана констатации, с которыми (с некоторыми оговорками) согласились бы и экономисты: «…почти во всех странах мира быстрыми темпами возрастает неравенство, а это означает, что богатые, и в первую очередь очень богатые, становятся еще богаче, в то время как бедные, и в первую очередь очень бедные, становятся еще беднее — как правило, в относительном, но все чаще также и в абсолютном смысле. Более того, богатые люди становятся еще богаче просто потому, что они богаты. Бедные же люди становятся еще беднее просто потому, что они бедны. В наши дни углубление неравенства обуславливается его собственной логикой и импульсом. Ему не требуется какой-либо помощи, стимулов или толчков извне. Представляется, что социальное неравенство сегодня как никогда приблизилось к тому, чтобы превратиться в первый в истории вечный двигатель — который после бесчисленных неудачных попыток наконец-то удалось изобрести и привести в движение».
Зигмунт Бауман критикует и экономический рост за то, что он идет исключительно «в пользу» богатых – в этих терминах действительно описывается одна из разновидностей роста, характерная, кстати, для авторитарно-олигархических режимов: «Богатства, накапливающиеся у богатых, никак не «просачиваются» даже к тем, кто находится в непосредственной близости от них в иерархии богатства и дохода, — не говоря уже о тех, кто стоит на более низких ступенях лестницы; эта пресловутая, хотя и все более иллюзорная «лестница» вертикальной мобильности чем дальше, тем сильнее превращается в нагромождение непроницаемых решеток и непреодолимых барьеров. «Экономический рост» сигнализирует о росте изобилия для немногих избранных при резком ухудшении социального положения бесчисленного множества прочих людей и снижении их самоуважения».
Не таким ли был российский экономический рост? Кто-то скажет: нет, на нем вырос средний класс. Кто-то согласится с Зигмунтом Бауманом. Парадоксальным образом все будут правы. Ибо по неравенству доходов Россия не самая ужасная страна. А по неравенству богатства – впереди планеты всей.
"Описанное выше печальное состояние дел в конечном счете представляет собой следствие вытеснения конкуренцией и соперничеством — способом существования, вытекающим из веры в обогащение немногих, одержимых алчностью, как в царскую дорогу к всеобщему благосостоянию — человеческого, слишком человеческого стремления к сосуществованию, основанному на дружественном сотрудничестве, готовности делиться, взаимности, обоюдном доверии, признании и уважении. Однако в алчности нет ничего полезного. Еще ничья алчность не принесла никакой пользы кому бы то ни было".