Неудавшийся эксперимент или незаконченный проект

Обязательное медицинское страхование существует в России более четверти века. Но постоянно возникают вопросы: зачем надо было вводить ОМС, не стоит ли видоизменить его или вообще отменить? Ответы на них искали эксперты на научном семинаре под руководством Евгения Ясина в Высшей школе экономики.

Олег Митяев   |   

Выступивший с докладом директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин напомнил, что первый закон о медицинском страховании был принят еще в 1991 году (два года спустя он несколько видоизменился). К тому моменту система ОМС на 100% финансировалась за счет государственного бюджета. Сейчас же более 30% средств поступает за счет взносов, которые работодатели платят за своих сотрудников в зависимости от размера их зарплат.

Теперь по полису ОМС граждане могут получить медицинскую помощь в других регионах, а не только по месту проживания, как было раньше. По мнению Шишкина, развитие системы ОМС упростило финансирование лечебных учреждений, поставив его в зависимость от объема и качества оказываемых медицинских услуг. На начало 2018 года в стране действовали 43 страховые медицинские организации (СМО), которые контролируют выставление счетов и соблюдение стандартов оказания медицинской помощи, занимаются информированием застрахованных.

«Но медицинские работники обвиняют систему ОМС в усложнении отчетности, жалуются на неквалифицированный контроль со стороны страховщиков, получающих при этом существенные доходы», – отметил Шишкин. Сейчас доходы СМО составляют около 15 млрд рублей ежегодно.

Основная задача – сделать ОМС действительно страховой системой

По его мнению, основные проблемы системы ОМС следующие:

– по-прежнему значительная доля расходов на здравоохранение – 3,25% от ВВП – финансируется из бюджета;

– участники системы ОМС не заинтересованы в повышении ее эффективности.

Поэтому возникает вопрос: сложившаяся сейчас система ОМС – неудавшийся эксперимент или незаконченный проект? По мнению Шишкина, систему необходимо совершенствовать. Основная задача – сделать ОМС действительно страховой, на языке профессионалов – рисковой системой, чтобы увеличить финансовые возможности страховщиков, подчеркнул он.

Никакого страхования в системе ОМС нет, потому что нет персонификации взносов

Профессор факультета социальных наук ВШЭ Евгений Гонтмахер заявил: «Никакого страхования в системе ОМС нет, потому что нет персонификации взносов. ОМС не состоялось». В то же время, подчеркнул он, закон об ОМС в редакции 1993 года был принят совершенно правильно, он позволил сохранить советскую медицинскую инфраструктуру.

По мнению Гонтмахера «поправить» нынешнюю систему ОМС нереалистично по двум основным причинам:

– государство не может создавать негосударственные системы, о чем свидетельствует опыт в пенсионной сфере;

– в 2000-е годы в правительстве понадеялись, что система ОМС будет развиваться за счет постоянного роста зарплат и взносов с них в фонд медицинского страхования. «Но никакого роста не состоялось», – заявил Гонтмахер.

Реальными мерами в настоящее время, по его мнению, могли бы стать:

– признание госбюджета первичным звеном финансирования здравоохранения, а ОМС – дополнением к нему;

– предоставление семейным врачам статуса индивидуального предпринимателя (ИП);

– строгое разделение медицинских учреждений: на полностью бесплатные и полностью платные.

«Радикальное решение в отдаленной перспективе – создание единого социального фонда вместо трех ныне действующих и введение реального персонифицированного учета застрахованных», – заключил он.

Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров возразил, что возможность удачно завершить незаконченный проект ОМС существует. «Сейчас удовлетворенность населения качеством медицинских услуг катастрофически упала, – отметил он. – Поэтому с электоральной точки зрения политикам и государству выгодно совершенствовать систему ОМС».

Государству выгодно реализовать эту модель. Все элементы для нее есть, их надо заставить работать

Назаров обратил внимание на то, что из-за падения реальных доходов большая часть населения не может обращаться в платные медицинские учреждения, а бюджетная модель медицинской системы предусматривает жесткое разделение услуг либо на платные, либо на бесплатные. «В страховой модели ОМС возможности софинансирования шире. Государству выгодно реализовать эту модель. Все элементы для нее есть, их надо заставить работать», – подытожил он.

Генеральный директор компании «АльфаСтрахование-ОМС» Андрей Рыжаков охарактеризовал нынешнюю систему ОМС как бюджетно-страховую модель, сложившуюся в результате затянувшегося на 27 лет эксперимента. Он напомнил, что сейчас эта сфера регулируется новым законом об ОМС 2011 года, который дал гражданам свободный выбор страховой медицинской организации. В то же время, по его оценке, среди медицинских учреждений цивилизованной конкуренции нет.

Основной целью Рыжаков назвал переход ОМС на классическую страховую рисковую модель. Начальный этап, по его мнению, займет два года, в целом же потребуется 6-10 лет.