Из «князей» в «грязи» и обратно

Санитарные реформы в больших городах: как это было в Китае

На исходе XIX века иностранцы, приезжавшие в Китай, и китайцы, приобщившиеся к западной культуре, называли китайскую Цинскую империю «больным человеком Азии». Вместо того, чтобы восторгаться достижениями китайской цивилизации, как это было еще в середине XIX века, они отмечали экономическую отсталость страны, антисанитарию в больших городах и повальное увлечение населения курением опиума.

Дмитрий Михель   |   

 

«Больной человек Азии»

Обидное поражение китайской армии в японской войне 1894-1895 годов вызвало среди образованной части китайского общества рост антимонархических настроений и острейшее желание скорее модернизировать страну, чтобы избавиться от унизительной полуколониальной зависимости и восстановить утраченный суверенитет. Одна из основных задач, которую поставили перед собой китайские приверженцы модернизации, состояла в том, чтобы вернуть здоровье и силу «больному человеку Азии», развив в Китае западную медицину и современную систему общественного здравоохранения. Эту точку зрения разделяли представители разных политических сил – и цинские реформаторы Янь Фу (1854-1921) и Лян Цичао (1873-1929), и убежденные республиканцы Сунь Ятсен (1866-1925) и Лу Синь (1881-1936).

Миссионеры с похвалой отзывались об индивидуальных гигиенических привычках китайцев

Вплоть до 1860-х годов иностранцы восторгались порядком и чистотой китайских городов. Напротив, в их собственных странах из-за бурной индустриализации города превратились в настоящие рассадники заразных болезней и центры антисанитарии. Картина полностью поменялась, когда в китайских портовых городах, открывшихся для торговли с Западом, интенсивно строились фабрики. С их появлением начались активные миграции сельского населения, возникли трущобы, а вместе с ними – скученность, грязь и болезни. Первыми свидетелями этих драматических превращений стали западные миссионеры, появившиеся в Китае с целью христианизации местного населения. Важной частью миссионерской работы наряду с проповедью Евангелия они считали пропаганду достижений западной цивилизации, в особенности современных медицинских знаний. Примечательно, что миссионеры с похвалой отзывались об индивидуальных гигиенических привычках китайцев – обычаях кипятить воду, пить чай и посещать бани. Однако они едко критиковали их традиционную медицину, видя в ней не более чем собрание примитивных суеверий. При этом миссионеры высказывались за санитарное просвещение китайского населения и распространение среди китайцев общественной гигиены. Исходя из западных медицинских концепций, они пропагандировали профилактический подход к вопросам здоровья и подчеркивали значимость общественной гигиены и санитарии.

«Как в наши дни вошел водопровод…»

Получив возможность селиться в Китае, иностранцы оказались в эпидемиологически опасной среде, угрожавшей им малярией, холерой и другими болезнями. Стремясь придерживаться тех же стандартов жизни, что к середине XIX века сложились у них на родине, они всячески пытались благоустроить свою среду обитания. В Гонконге, где начиная с 1843 года ежегодно свирепствовали эпидемии малярии, британцы справились с ними, проведя масштабные дренажные работы и насадив леса. Программа озеленения, продолжавшаяся там более четверти века, стала первым этапом оздоровления городской среды в этой британской колонии.

Важной частью санитарных улучшений во всех иностранных поселениях на территории Цинской империи стало строительство водопровода. В Гонконге, Шанхае и других городах Китая, где возникли иностранные поселения, с появлением водопровода среди европейского населения снизилась смертность от инфекционных болезней, что с удовольствием отмечали в своих отчетах санитарные врачи. Другим важным улучшением было создание канализации и решение вопроса об удалении нечистот.

Китайцы могли получать воду из общегородских фонтанов, работавших лишь в ночные часы

Вода для всех

В Гонконге, где нет естественных водоемов, питьевую воду можно было получать только из артезианских скважин и резервуаров для сбора дождевой воды. В 1850-е годы британские инженеры проложили водопровод для населения, проживавшего в европейских кварталах, но отказались от мысли подводить водопроводную воду в китайские кварталы. Китайцы могли получать воду из общегородских фонтанов, работавших лишь в ночные часы.

По мере роста численности китайского населения в Гонконге вопрос о водоснабжении китайских домовладений встал более остро. После того, как в 1881 году в Гонконг прибыл инженер Министерства по делам колоний Осберт Чедвик, изложивший свои взгляды на модернизацию водопроводной сети в колонии, местные власти начали подключать к водопроводной воде китайские домовладения. В 1902 году после нескольких засушливых лет уровень воды в городском водохранилище снизился, и европейская община стала требовать от властей, чтобы китайские кварталы были отключены от общей трубы. Назревал скандал, который вновь пришлось гасить Чедвику. После своего очередного прибытия в Гонконг он снова потребовал, чтобы водопроводная вода была доступна для всех, а не только для избранных. Но поскольку воды действительно было недостаточно, Чедвик призвал власти быстрее заняться строительством нового водохранилища и тем самым решить проблему водоснабжения в масштабах всего города. Программа водоснабжения, предложенная Чедвиком, стала основой развития этого города на последующие десятилетия.

Ситуация с водой в Шанхае чем-то напоминала ту, что имела место в Гонконге. В этом быстрорастущем городе доступ к водопроводной воде первоначально имели лишь иностранцы, проживавшие на территории международных поселений. Водопровод был построен там в самом конце XIX века, а пользование водой было платным. Китайское население Шанхая своего водопровода не имело, а подключиться к водопроводу в кварталах, где жили иностранцы, для большинства китайцев было очень дорого. Тем не менее мечта китайского населения построить свой собственный водопровод сбылась. Инициатором строительства китайского водопровода был начальник местного арсенала и крупный чиновник Цинской империи Ли Пиньшу (1853-1922). Благодаря его настойчивости в 1909 году была создана китайская водопроводная компания, которая стала поставлять чистую воду в южную часть города, а в 1929 году все китайское население Шанхая получило доступ к чистой воде.

Метод «активного ила»

В городах доиндустриальной эпохи местом утилизации нечистот служили придомовые выгребные ямы. Специальные рабочие-ассенизаторы периодически очищали эти ямы и перевозили их содержимое на крестьянские поля, где они использовались в качестве удобрений. В середине XIX века эта практика постепенно исчезла в Париже, Лондоне и других западных городах (где была придумана сплавная канализация), но она продолжала сохраняться в Китае вплоть до начала ХХ века. Примечательно, что в иностранных поселениях в Китае предприимчивые европейцы даже наладили выгодный бизнес, продавая местным крестьянам право очищать выгребные ямы и пользоваться их содержимым как удобрением. Однако с ростом многоэтажной застройки в городе дальнейшее сохранение практики ручного удаления нечистот и их перевозки на дальние расстояния стало неудобным.

Это побудило инженеров искать новые санитарно-технические решения этой проблемы. Окончательный вариант возник в 1918 году в Шанхае, куда был приглашен британский биохимик Гилберт Фаулер, предложивший современный метод безопасной переработки нечистот, называемый методом «активного ила». Его рекомендации властям иностранного поселения послужили основой для строительства городской системы очистных сооружений, позволившей справиться с застарелой санитарной проблемой.

Китайский путь создания общественного здравоохранения

Упомянутые выше санитарные реформы в больших китайских городах были инициированы иностранцами. Но китайцы никогда не стояли от них в стороне и пытались активно использовать передовой зарубежный опыт. На рубеже XIX и ХХ веков китайские приверженцы модернизации видели в санитарии и общественной гигиене необходимые условия для успешного развития собственной страны и возвращения ей здоровья и силы.

Путь, избранный китайскими реформаторами для исцеления «больного человека Азии», отличался от того, которым шли ведущие страны Запада – Франция и Англия. Там инициатива исходила от частных лиц и общественных объединений, которые побуждали государство взять на себя ответственность за общественное здоровье. Напротив, в Китае основная инициатива исходила от государства, которое пыталось мобилизовать для этих задач врачей, получивших западное медицинское образование.

Первые шаги в этом направлении китайские власти сделали еще на исходе имперской эпохи, когда в 1901 году Цинское правительство перешло к «Новой политике», составной частью которой стало создание Бэйянской санитарной службы – первого государственного органа здравоохранения в стране. В 1928 году республиканское правительство Чан Кайши создало первое в истории Китая Министерство здравоохранения, отвечавшее за здоровье китайской нации в государственном масштабе. Период между этими датами был отмечен великими потрясениями – гибелью Цинской династии и военными столкновениями по всему Китаю. Тем не менее, в Шанхае, Нанкине, Пекине и других городах осуществлялись мероприятия по улучшению санитарных условий, строились больницы, проводились кампании по популяризации новых знаний в области современной медицины и общественной гигиены. Санитарная реформа стала важной составляющей модернизации.

Автор – доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС.